Чамы: потомки древних правителей Южно-Китайского моря

chamy potomki drevnih praviteley yuzhno kitayskogo morya 2 История и культура Дананга
По данным официальной статистики во Вьетнаме сейчас проживает около 160 000 членов этнического меньшинства Чам (Тям). А когда-то их предки доминировали в Южно-Китайском море на протяжении более чем тысячелетия, и даже само море называли - «Море Чампа».

В течение многих веков Южно-Китайское море было известно мореплавателям всей Азии как «Море Чампа». Его называли в честь великой торговой «империи», которая контролировала весь центральный Вьетнам, от северной границы современной провинции Куангбинь до южной границы провинции Биньтхуан. Называть конфедерацию княжеств и королевств Чамов империей можно только условно, но это была мощное государственное образование.

Королевства Чампа

На пике своего развития (примерно с 6 по 15 век) различные королевства Чамов, возглавляемые региональными королевскими семьями, также включали значительные части восточной Камбоджи и Лаоса. Самые древние артефакты чамской цивилизации – кирпичные полы в раскопанных зданиях, колонны из песчаника и керамика, найденные в провинции Куангнам,  датируются вторым веком нашей эры.

Заметное наследие Чампы — это храмы из красного кирпича, или Чамские башни. Самые старые из найденных башен датируются седьмым и восьмым веками. Храмовый город Мишон, расположенный недалеко от Хойана, сохраненный в качестве объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, имеет почти 70 отдельных сооружений.

Археологи идентифицировали несколько цитаделей Чам и около 25 храмовых объектов (каждый с различным количеством башен) вдоль всего центрального побережья Вьетнама. Недавние исследования показывают, что сотни разрушенных объектов могут лежать вдоль рек, ведущих в центральное высокогорье и далее в Восточную Камбоджу и Лаос.

Корни народа Чам

Считается, что малайско – полинезискийе предки Чамов прибыли во Вьетнам морем с острова Борнео. Большинство ученых считают, что Чам — это потомки людей археологической культуры Сахюинь, которые занимали ту же территорию примерно с 1000 года до н. э. до второго века н. э., когда начала расцветать культура Чамов. Реликвии Сахюинь были найдены даже на Тайване, Филиппинах и Малайзии, что указывает на то, что люди плавали, торговали и селились вокруг того, что тогда называли «Морем Чампа».

Сахюинь украшали своих покойников агатом, сердоликом и стеклянными бусами из Индии и Ирана, а также редкими золотыми и стеклянными бусами из Средиземноморья — все они, вероятно, попадали морем. Богато украшенные погребальные серьги состояли из висячего стержня с рогатой головой животного на обоих концах. Серьги часто были сделаны из стекла, драгоценных камней или нефрита из Тайваня.

В ходе недавних раскопок были обнаружены свидетельства захоронения Сахюинь (и реликвий Чам) не только на материковой части Вьетнама и прибрежных островах, таких как Фукуй, но и на островах Намит и Спартли.

Достижение Чампы

Чам имел обширную торговую сеть с маршрутами, простирающимися на северо-восток до Китая, Тайваня и Японии и на юг до Малайзии и Индонезии. Их богатство — золото и серебро, драгоценные камни, специи , ароматное агаровое дерево, экзотические животные и рабы — были известно до самой Индии, Ближнего Востока и даже самых дальних уголков Северной Африки.

Во время золотого века Чампы мусульманский географ писал, что жители острова «производили слоновую кость, камфару, мускатный орех, булавы, гвоздику, агаровое дерево, кардамон, кубеб и другие вещества».

Несколько найденных остатков кораблекрушений являются подтверждением торговли между Чампа и Филиппинами через острова Спратли. Считается, что одно судно— затонувший корабль Панданан, найденный у филиппинского острова Палаван,—покинуло побережье Чампы где-то между 1450 и 1470 годами, перевозя керамику с зеленым остеклением, изготовленную в царстве Чам Виджая. В 1997 году филиппинские власти подняди многовековое судно у острова Титу в архипелаге Спратли, содержащее около тысячи гранитных резных изображений, которые, по-видимому, были взяты из неизвестных мест королевства Чампы.

Многие из обитаемых островов в западной части древнего моря Чампа занимали общины Чамов. Например, на острове Фукуй были найдены руины храма Чам, керамика, ювелирные изделия и кирпичи. Люди в этом районе сегодня, хотя и считаются этническими вьетнамцами, говорят на диалекте, непохожем на диалект жителей материка, и их ремесла и культура больше похожи на Чам, чем вьетнамцев.

Смесь вероисповеданий в народе Чам

Народ Чамов рано принял индуизм. Они были обращенный индийскими купцами, с которыми имели многочисленные контакт. Но чамы смешали традиционный индуизм со своими традиционными верованиями. Так появилась местная разновидность, называемая Баламон. До конца первого тысячелетия нашей эры мусульманские торговцы начали проповедовать Ислам некоторым общинам чамов, чамский ислам стал известен как «бани». Еще в 986 году китайские летописи упоминают общины на острове Хайнань, состоявшие из мусульман племени Чам, потомками которых сегодня являются Уцулы.

В дополнение к их мусульманским и индуистским практикам, баламон и бани поклоняются предкам, царям и божествам Чам. Бани и некоторые баламон отмечают вариацию Рамадана, называемую Рамаваном. К тому же часть общин чамов исповедуют новые религии Вьетнама – Каодаизм и Хоа — Хао.

Разрушительные последствия войны

Королевство Чампа было главным соперником Кхмерской империи и Дайвета, раннего вьетнамского королевства на севере. Конфликты Чампы с Дайвьетом, по-видимому, начались в конце 10 века, когда вьетнамцы продвинулись на юг к королевству Чам Виджая (современный Куинён). Барельефы в храме в Ангкоре изображают эпическое морское сражение между кхмерами и Чампой в 12 веке. Флот Чама не имел себе равных, но на суше Чам потерпел не одно поражение.

Территориальные споры продолжались вплоть до 1471 года, когда Виджая была окончательно захвачена, и к середине 1600 годов империя Чампа была сведена к своему южному королевству Пандуранга (ныне провинции Ниньтхуан и Биньтхуан, где сегодня проживает большинство вьетнамских потомков Чамов). К тому времени диаспора Чамов распространилась на Камбоджу, Хайнань, Филиппины и Малайзию.

В 1832 году император Мин Манг решил уничтожить последние остатки автономии Чам и уничтожить культуру, сжигая деревни Чам и сельскохозяйственные угодья и разрушая древние храмы. Многие чамы бежали в Камбоджу, где их потомки насчитываются сегодня сотнями тысяч.

Богатая, но угасающую культура Чамов

Физические свидетельства культуры Чам во Вьетнаме исчезают день за днем. В провинции Биньтхуан и других местах храмы Чам и древние гробницы были перепаханы рисовыми полями, плантациями фруктов и креветочными фермами. В провинции Куангнгай в результате разработки гравийных карьеров были повреждены или разрушены многие древние храмы.

Вьетнамцы продолжают строить буддийские храмы на руинах религиозных объектов Чам и использовать кирпичи из цитаделей Чам для строительства своих домов. Племена горцев, переселившиеся с Севера Вьетнама, теперь живут в последней столице Чампы, Сонглуе, разрушенной во время «чистки» Мин Мана. В книгах по вьетнамской истории Сонглуй не упоминается, и он игнорируется в официальных туристических материалах, несмотря на его близость к крупнейшему курорту страны, Муйне.

Хойан — самый известный древний портовый город Вьетнама. Однако популярные исторические книги и сегодняшние туристические брошюры не упоминают о его многовековых корнях Чам. Чам славится своими тканями, вытканными вручную на ткацких станках. Их ткани экспортируются (и часто имитируются), затем выдаются за местные товары и продаются на туристических рынках местными племенами в таких городах, как Луангпхабанг (Лаос), Сиемреап (Камбоджа), Чиангмай (Таиланд) и во Вьетнаме.

После того, как вьетнамцы завоевали царства Чам, они кооптировали музыкантов, чей стиль оказал значительное влияние на раннюю придворную музыку Вьетнама. Сегодня в каждом крупном курорте или ресторане, кажется, есть чамские музыканты. Но в то же время остается только две семьи, которые делают традиционные чамские инструменты—деревянный барабан и небольшой кларнет, деревянный духовой инструменту.

Чам являются одним из немногих этнических меньшинств в Индокитае, которые разработали свою собственную систему письма, основанную на санскрите. Очень немногие Чам все еще могут читать и писать на своем родном языке, и разговорный язык также находится под угрозой уничтожения, потому что государственная политика требует использования вьетнамского языка в школах, торговле и общественной деятельности. Условия жизни Чам, как правило, уступают таковым в этнических вьетнамских деревнях.

автор статьи

Артем Лоскутников
Основатель проекта Partizan Trip, главный редактор туристических порталов Фукуок Лайф, Дананг Лайф, Визит Вьетнам.
Дананг Лайф
Добавить комментарий