Тоннели Винь Мок (Vinh Moc)

Хюэ
Туннели Винь Мок - это система подземных коммуникаций, которая использовалась мирными жителям и военными во время Вьетнамской войны.

Эти туннели – часть мемориального комплекса памятника гражданской войны во Вьетнаме, находящийся в бывшей Демилитаризованной зоне на 17 параллели. Туннели времен гражданской войны — это удивительное достижение человеческого труда, техники и упорства вьетнамского народа.

Если у вас совсем мало времени в DMZ (демилитаризованной зоне), туннели Винь Мок самое интересное место, которое можно посетить за короткий срок. Мы подготовили подробный путеводитель по этой достопримечательности времен гражданской войны во Вьетнаме.

История туннельной системы Vinh Moc

Первый тоннель появился во Вьетнаме с 1947 года в районе Фу Тхо Хоа (сейчас Тан Бинь – пригород Хошимина). Затем, с 1961 по 1965 год, система туннелей появилась в 5 коммунах. В конце 1965 года началось и строительство в коммуне Винь Мок. Туннели Vinh Moc расположились на побережье в 37 километрах к северу от города Донгха.

Когда ДМЗ (демилитаризованная зона) — разделительная линия между Северным и Южным Вьетнамом. Она была создана вдоль реки Бен Хай. Деревня Винь Мок оказалась на окраине Северного Вьетнама, а значит потенциально находилась в опасности.

Каждая деревня – крепость!

По поручению партийного комитета уезда началась работа. Девиз строительства был «Каждая деревня — это крепость». Работа была начата в начале 1965 года и завершена 18 февраля 1966 года. Примечательным является то, что руководитель этого проекта Ле Сюань Ви был совсем молодым парнем.

В то время он только что окончил начальную школу. Самым современным инструментом в его руках был старый компас. В настоящее время он является подполковником запаса, ему 85 лет и он проживает в городе Донгха.

Глинистую красную почву рассеивали под покровом ночи, чтобы деятельность по возведению сети бомбоубежищ не была обнаружена врагами. Были построены три уровня инженерных сооружений: на глубине 12, 15 и 23 метра глубиной. Внутрь вели 13 входов, в том числе семь на побережье. Это не только обеспечивало вентиляцию, но и было важно для линий снабжений, выходящих к морю.

Тропа Хо Ши Мина и туннели Винь Мок

Тропа Хо Ши Мина была не одной конкретной дорогой, а целой сетью путей сообщения для снабжения партизан Юга. Через сеть взаимосвязанных дорог по территории Лаоса, Вьетнама, Камбоджи, силы Северного Вьетнама тайно доставляли войска и боеприпасы своим бойцам на юге.

Остров Конко недалеко от побережья Винь Мок стал частью Морского пути тропы Хо Ши Мина. Поставки осуществлялись, в том числе, и через туннели Винь Мок. Хотя американцы и не знали точного местоположения туннелей, они знали достаточно, чтобы бомбить весь район. За три года на деревню Винь Мок было сброшено около 2500 тонн бомб в тротиловом эквиваленте. То есть примерно семь тонн бомб на каждого человека, живущего в деревне и туннелях.

Артем Лоскутников
Артем Лоскутников
Гид, путешественник, автор путеводителей по Вьетнаму
Задать вопрос
Хотя в настоящее время входы были усилены и добавлено некоторое освещение, туннель в основном остается таким же, как и раньше.

Жизнь под землей

карта туннелей винь лок
Карта тоннелей Vinh Moc

В отличие от знаменитых туннелей Ку Чи, которые использовались бойцами Вьетконга для ведения боевых действий, туннели Винь Мок были преимущественно бомбоубежищами для гражданских лиц. Во время бомбежек вся деревенская жизнь перебиралась «подпол». Дети ходили в школу, женщины рожали, а семьи смотрели кино, готовили еду и ждали, когда бомбежка закончится.

Когда поднималась воздушная тревога, жители деревни уходили под землю. Они оставались там столько, сколько требовалось, будь то несколько минут или несколько дней. Самое большее деревню бомбили пять дней и пять ночей. Около 300 человек практически жили здесь в течение шести лет.

Телефонная станция, кинозал и операционная

Тоннели Винь Мок (Vinh Moc)
Вход в тоннель

Укромные уголки использовали в качестве спальных помещений. Так же здесь был зал для собраний и кухня, построенная так, что с помощью умной системы можно было незаметно выпускать дым. В минуты покоя с помощью генератора можно было крутить фильмы. Здесь был свой медпункт с операционной, детские ясли и родильное отделение.

За время войны в тоннелях родилось 17 малышей, шестеро из которых до сих пор живут в селе. Во время бомбёжек повезло не всем. 28 человек получили смертельные ранения, они были похоронены в специальной секции туннелей.

Vinh Moc — это не единственная туннельная система времен Вьетнамской войны. Но это самый длинный и самый большой из участков, сохранившись до наши дней. Туннели Винь Мок пережил войну, но другим туннелям повезло меньше. Как, например, сети туннелей в районе Винь Линь, с километрами траншей, соединяющих деревню с деревней.

Экскурсия в туннели Винь Мок и Демилитаризованную зону

манекен туннель вьетнам
Иллюстрация обычной жизни во время войны

Посещение туннельной системы Vinh Moc всегда включают в туры к DMZ. Но вы можете посетить их самостоятельно. Главное иметь хороший фонарик и иметь достаточно информации о туннелях. Между городами Фонгня/Донгхой и Хюэ курсируют туристические автобусы. На них можно доехать до деревни Винь Мок и реки Бен Хай, где находится мемориал ДМЗ.

Из города Донгхой билет на автобус будет стоить около 250 000 донгов, из Хюэ поездка обойдется в 350 000 донгов на человека. Из Дананга можно доехать до Хюэ и там уже на туристическом автобусе до самой демилитаризованной зоны. О том, как добраться в Хюэ из Дананга читайте в нашей статье.

Читать еще: как добраться из Дананг в Хюэ и обратно

Полезные советы при посещении

Хотя туннели Винь Мок больше в размерах, чем туннели Кучи (Cu Chi), они такие же узкие и низкие (приблизительно 1,6 метра в высоту и 1,2 метра в ширину). Большинству посетителей придется сутулиться во время ходьбы. Внутри стены сырые и грязные – не надевайте свое лучшее платье.

Артем Лоскутников
Артем Лоскутников
Гид, путешественник, автор путеводителей по Вьетнаму
Задать вопрос
Для тех, кто страдает клаустрофобией, хочу предупредить – это приключение не для вас.

Оденьтесь в ту одежду, которую потом можно постирать и не жалко испортить. Неожиданные диорамы из манекенов в разных частях туннеля могут вас испугать, так что будьте готовы, что вы увидите неподвижные фигуры людей в темных уголках.

автор статьи

Артем Лоскутников
Основатель проекта Partizan Trip, главный редактор туристических порталов Фукуок Лайф, Дананг Лайф, Визит Вьетнам.
Дананг Лайф
Добавить комментарий